Когда прошлый сценарий не подходит
- Опубликовано 18.08.2023
- в Без рубрики
- автор Марина Андреева
Хочу поделиться тем, чему меня научили мои преподаватели‐расстановщики на экзаменах. Экзамены дело очень волнительное и во время учёбы их приходилось сдавать не один раз. Каждый раз мы учащиеся очень переживали, что скажут и как оценят наши работы учителя, а каждый экзамен оценивали сразу как минимум 2, а то и 4 преподавателя. Почти каждый из нас смещал на учителей своих критикующих родителей или критикующих школьных учителей и, чем жестче критиковали родители или учителя в детстве, тем страшнее ученику было сдавать экзамен. В общем многим из нас было тогда не по себе.
Пока одна из преподавательниц на одном из экзаменов не обратила на этот факт внимание, сказав нам примерно следующее: “Я понимаю, что вы видите в нас тех, кто когда-то вас критиковал, но у нас нет такой задачи. Мы здесь в первую очередь, чтобы показать вам на точки роста, и ваша оценка ничего плохого о вас не говорит.” После этих слов я стала прислушиваться к тому, что каждый из учителей говорил ученику по окончании проведённой им расстановки.
Я заметила, что каждый преподаватель подбирал исключительно вежливые слова. Каждый из педагогов, прежде чем озвучивал оценку, долго рассказывал, что ему в работе ученика понравилось и только потом добавлял, что можно было бы сделать лучше. “Ты сделал то-то и то-то хорошо и здесь ты всё верно заметил, ты был внимателен к тому-то и тому-то, в общем ты молодец. Обратить внимание тебе нужно на то-то и то-то, а ещё важно повторить вот это. Спасибо за работу, ты хорошо справился, оценка тройка.”
Послушав обратную связь от учителей несколько раз, в какой-то момент мне стало очевидно, что критики никто из нас не дождётся, что нам покажут на точки роста и больше от нас ничего не хотят, мы не услышим издевок, никто не будет за наш счёт самоутверждаться. Никакого хамства и агрессии в помине не будет. Поэтому сместить свой негативный опыт из прошлого нужно будет постараться, хотя некоторым безусловно удавалось сместить такой опыт. Например, обижались, что им поставили тройку, считали издевкой слова преподавателя: «Ты молодец, тройка». Как это молодец и одновременно тройка — это же форменная насмешка, потому что мама, когда-то говоря слово “молодец”, произнесла его с издевкой. “Моя то посмотрите, какая “молодец”, вся в тройках”. Но наши преподаватели крепко держались и ни при каких обстоятельствах я не услышала ни обвинений, ни грубых слов в адрес студентов.
Некоторые ученики, конечно, ожидали критики, всячески обижалась и спорили, и плакали, но на роль критиков ‐ агрессоров так ни один из преподавателей не поддался, также вежливо продолжали отвечать ученикам, не пытаясь ни спасти их, не сорваться на них.
Какие я тогда сделала выводы? Во-первых, критика, чтобы что-то отметить в поведение другого не нужна от слова совсем. В условиях критики развиваться эффективно не возможно, а вот гарантированно получить психологическую травму и в последствии бояться учиться можно. Более чем достаточно вежливо указывать на точки роста и обязательно отмечать хорошее, ведь человек молодец старался как мог, даже если получал неуд.
Во-вторых, на роль критика или агрессора вас могут пригласить, даже если у вас не было и в помине этого в планах. Но вы можете не поддаваться и не вестись на эту роль, не заходить на неё, хотя человек всё равно будет упорно искать причину как подтвердить застарелую травму. И это не ваша вина и не вина другого человека. Однако в ваших силах не усугублять и не добавлять новые расщепления психики уже травмированному человеку. Не подливать масла в огонь уже хорошо, потому что-то топливо, на котором огонь разгорелся всегда конечно.
В-третьих, действительно имея психологическую травму мы можем попасть в ситуацию по форме напоминающую негативную ситуацию из прошлого, но не всегда и не со 100% вероятность она будет такой по содержанию. Здесь стоит быть внимательным, чтобы не перепутать одно с другим. В целом не стоить быть как чрезмерно доверчивым к таким ситуациям, также как и чрезмерно подозрительным. Как говорил Берт Хеллингер: «И в середине тебе станет легче».
Иной раз травмированному человеку бывает очень сложно распознать неожиданно новые условия, где нет ни жертв, ни агрессоров, ни спасателей, а есть только уважительное и адекватное общение.
Берегите себя, и оставайтесь трезвыми, а если что-то кажется, то не всегда так и есть на самом деле иногда действительно показалось.
расстановки по Хеллингеру, системно семейные расстановки